О расходе топлива и бортовых компьютерах

 

Назрела необходимость внести некоторые пояснения о работе бортового компьютера (далее -БК) — обязательного атрибута любого современного автомобиля. В данном случае я сделаю акцент на среднем расходе топлива, т. к. этот показатель для многих является важным критерием оценки результатов чип-тюнинга. 

Казалось бы, о чем тут говорить? Цифры показаний говорят сами за себя. Но всё не так прозаично.  

  • Во-первых, все показания БК — это расчетные величины и, следовательно, сильно зависят от правильности входных данных.  
  • Во-вторых, если после сброса показаний вы проехали намного меньше 100 км, то цифра среднего расхода вообще чисто теоретическая величина, не имеющая никакого отношения к текущему реальному расходу. 

Сначала поясню по второму пункту. Как оказалось, далеко не для всех прозрачно, что БК учитывает не только расход топлива при движении авто, но и также при простое. На холостых оборотах автомобиль в среднем потребляет 2 л бензина в час. Допустим вы прогревали авто 20 мин., затем проехали 1 км и встали в пробку на 40 мин. В итоге на 1 км вы затратили всего 0,1 л бензина, а за час простоя потратили 2 литра. Но для БК не имеет значения, ехали вы или стояли, он посчитает, что на 1 км вы затратили 2,1 л. топлива. 

Но и тут БК не остановится на достигнутом, он возьмет и умножит эту цифру на 100 км, чтоб получить наш любимый средний расход. И что мы видим в нашем простом примере? 210 л / 100 км! От такого у любого волосы встанут дыбом, и рука, трясясь, потянется к телефону — обругать ненавистного чип-тюнера за «кривую» прошивку…… Слава богу, что производители авто подумали о наших нервах, и в большинстве моделей бортовиков расход не отображается, если его расчетная величина превышает 50 л на 100 км. Пример несколько упрощен, но он дает наглядное представление о методах расчета БК при малом пробеге.

 Чем меньше вы движетесь и чем больше стоите с заведенным двигателем после сброса счетчика,
 тем более неадекватные показания вы увидите на БК. 

Проведите эксперимент, когда будете стоять в пробке — сбросьте счетчик среднего расхода и посмотрите, как будут расти показания…

Теперь что касается первого пункта, т.е. входных данных. Как ни странно, на данный момент не существует ни датчиков расхода топлива, ни каких-либо устройств, которые могли бы непосредственно замерять проходящее через них топливо. Расход топлива определяется временем впрыска, помноженным на табличную(!) пропускную способность форсунок. Со временем открытия форсунок у нас вопросов нет, а вот сколько топлива за это время успевает пройти — это отдельный разговор. Здесь влияет и состояние самих форсунок — они могут переливать или недоливать, или вовсе полностью не перекрываться; и давление топливной магистрали — если недостаточное давление, то будет недолив, если избыточное — будет перелив. Но ЭБУ двигателя не в состоянии учесть все эти факторы, и пользуется табличными данными, передавая в БК. Это как «сферический конь в вакууме» для физиков…. 

Но и информацию о пройденном расстоянии компьютер определяет по датчику скорости, который по факту считает количество оборотов колеса в расчете на то, что у вас установлена штатная резина. Если установлены колеса другого диаметра, стерт протектор или низкое давление в шинах — снова получаем погрешность. На тот же Solaris можно поставить колеса от 14-х до 16-х, каждый раз получая разные показания одометра. 

Имея все эти данные, половина из которых изначально не верна, БК постоянно суммирует пройденное расстояние,
ведет подсчет времени работы двигателя, принимает сигнал с ЭБУ о текущем моментальном расходе топлива в час.
Получаемая в итоге цифра никак не может претендовать на истинность. 

Итак, резюмируя вышесказанное, необходимо помнить о следующих факторах при оценке расхода топлива: 

  • нельзя принимать результаты показаний БК всерьез, если вы проехали меньше 100 км после сброса счетчика; 
  • показания БК зависят от состояния форсунок, датчиков, диаметра колес и давления в шинах;
  • неделя в пробках после снегопадов может значительно изменить статистику среднего расхода за весь сезон; 
  • наиболее точные результаты сравнения расхода можно получить при равномерном прямолинейном движении (т.е. на трассе).